просту
не может иметь смысл. По критериям современ-
ного
мира — подчеркиваю, только по ним одним — аст-
рология
бессмысленна.
* *
Астрология
и современное мировоззрение несовмес-
тимы.
Это означает, что кто-то из них ошибается. По
мнению
многих, данный факт опровергает астрологию.
Однако
с не меньшим (а то и с большим) основанием
можно
считать, что он опровергает современное миро-
воззрение.
Мы видим аргументы только современного
мира
и через тусклое стекло, которое ставит перед нами
современный
мир. Однако победители пишут не только
историю,
но и философию. Лишь приняв, что современное
общество
выше всех нормальных обществ прошлого, —
обществ,
в центре которых стояла простая истина бого-
откровенной
веры — мы можем принять, что наше обще-
ство
смотрит на вещи правильно, а потому философия,
стоящая
за астрологией, ошибочна. Однако в пользу это-
го
утверждения нет убедительных доводов.
Теперь
пора развеять одно распространенное заблуж-
дение.
Традиционная астрология — это не ретроспектив-
ная
ветвь астрологии, это не та астрология, которая апел-
лирует
к древним авторитетам, а сама традиция астроло-
гии.
Как традиционная наука, наука в подлинном смысле
слова
(в отличие от современных наук, которые можно
было
бы назвать "лженауками"), она имеет своим объек-том лучшее понимание
Божественного, Творения и места
Человека
в нем. Слова аль-Газали, сказанные им об ана-
томии,
не менее применимы и к небесной науке:
Наука
о строении тела называется анатомией.
Это
великая наука, но большинство людей не обра-
щают
на нее внимания. Если кто и изучает ее, то
только
ради совершенствования в медицине, а не ради
познания
совершенства силы Божьей .
Одни
возражения против астрологии действенны, а
другие
нет. Многие критики не отрицают, что она работа-
ет,
но указывают на неправильное обращение человека с
ней.
(Раньше эта критика встречалась гораздо чаще, чем
теперь.)
Например, иногда говорят, что неблагочестиво
заглядывать
в запретные области знания, пытаясь под-
смотреть
за ходом космического процесса. Другие крити-
ки
указывают на то, как глупо почитать звезды или при-
давать
им независимую силу. (Такое заблуждение и впрямь
случается,
ибо человеку свойственно принимать орудие
за
причину. Скажем, к нам прибывает вестник с добрым
известием,
и мы хвалим вестника, словно он — причина
вести.)
Эти аргументы, в сущности, касаются не самой
астрологии,
а отношения человека к ней. Всякая форма
знания
есть проверка: как человек с этим знанием будет
обходиться?
Об этой проблеме говорит Коран:
Мы
— искушение, не будь же невернымЗнание астрологии,
каки знание ядерной физики, можно
использовать
неверно. Если астрология ведет человека к
неверию
и маловерию, она зловредна. Если же она выводит
его
на прямой путь, она — дар. Если сама астрология или
один
из ее элементов становится между человеком и Богом,
—
она используется неверно, ибо в ее учениях заключена та
истина,
что Бог всемогущ и Ему всё подвластно. Здесь ясно
видна
самая суть проблемы: почему современный мир от-
вергает
астрологию, и почему та форма, в которой она в нем
существует,
— лишь злая пародия на подлинную астроло-
гию.
В глубоко секулярном мире просто нет места для под-
линной
системы знания, ибо существование такой системы
безжалостно
разоблачает скудость предпосылок, на которых
основывается
секулярное знание.
Вполне
закономерно, что попытки переделать астроло-
гию
в свете западной культуры XX века исказили ее до неуз-
наваемости.
Сначала ее подстраивали под теософию, потом
—
под юнговский психоанализ, потом под "Новый Век" с
западного
побережья США. Каждое новое изложение аст-
рологии
на каждом из этих языков добавляло астрологии сто-
ронников.
Однако хотя эти сторонники были способны усво-
ить
концепции, в рамки которых постарались втиснуть аст-
рологию,
полученные ими сведения мало чем напоминали
астрологию
подлинную. Еордыня современного человека:
"Если
я этого не понимаю, оно должно измениться". Звезды
существуют
в мире гораздо дольше нас; и если мы хотим их
понять,
измениться должны мы, а не они. Мы не можем под-
строить
их под наши предрассудки.
Не
может идти речь и о проверке астрологии критерия-
ми
современной науки. Эти критерии носят преимуществен-
но
технологический характер: эдакий бесконечный поиск бо-
лее
совершенной мышеловки в попытке господствовать над
миром.
Мы же не судим о способностях баскетболиста по
количеству
попаданий в матче. Здесь другие критерии, и, вслучае с астрологией, критерии,
основанные на мудрости. К
сожалению,
и самих астрологов нередко завораживает со-
блазнительный
туман, сулящий доказательство астрологии
научными
средствами. Поэтому они неизбежно начинают с
отказа
от всякого знания астрологии, результатом чего и яв-
ляются
бессмысленные попытки найти корреляцию между
солнечным
знаком и профессией. Подлинную же астроло-
гию
интересует не количество, а качество: ее результаты не
поверяются
количественными методами вроде статистичес-
кого
анализа. "Какова величина твоей любви ко мне?" "42
сантиметра".
Ответ не имеет ничего общего с вопросом, —
но
именно его дают те представители новой астрологии, ко-
торые
пытаются доказать что-то статистически.
Суть
проблемы — и причина жалкого существования
подлинной
астрологии в современном мире —состоитв том,
что
гуманистической астрологии не бывает. Астрология —
священная
наука. Уберите слово "священная", и ничего не
останется.
Многие современные школы гордо называют себя
носителями
"гуманистической астрологии". Другие выряди-
ли
свой гуманизм в наряд веры, хотя в их взглядах нет и
намека
на духовность. Последствия налицо: сплошное само-
любование.
Новая астрология, во всех ее формах (включая
"эзотерическую"),
— жалкое и бессмысленное создание.
Единственный
прок от нее состоит в том, что неуверенных в
себе
людей она уверяет, как всё прекрасно. Она полностью
заслужила
тот шквал критики, который на нее обрушивает-
ся,
— хотя и по иным причинам, чем полагают сами скепти-
ки.
Традиционная астрология — это собор, где человек ста-
новится
ближе к Творцу. Новая астрология — это бордель,
обещающий
исполнение любых желаний и не дающий удов-
летворения ни в чем подлинно необходимом.
|