Блог Александра Пьянова 2 страница
7 февраля 1483 года из римской типографии Эухариуса Зильбера вышла в свет книга «Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча с Руси — доктора искусств и медицины Болонского университета». Само собой разумеется, что этот труд написан на латыни — международном языке тогдашнего образования и науки. Это первая известная печатная книга автора родом с Украины, изданная, кстати, всего спустя несколько лет после изобретения печатного станка. Наряду с его же рукописными произведениями этот трактат свидетельствует о контактах украинских земель с ведущими в то время центрами европейской науки и книжности. По содержанию и оформлению первая печатная книга, написанная украинцем, не уступает другим западноевропейским изданиям того времени. Книга открывается стихотворным вступлением-посвящением Папе Сиксту IV, которое свидетельствует о значительном литературном даровании Юрия. Стихотворение весьма интересно своей жанровой природой. Оно начинается обращением, которое должно было бы быть началом оды. Но на самом деле это медитация с научным содержанием. Автор говорит, что ум и талант способны отвратить удары судьбы, которые предвещают звезды. Ю. Дрогобыч отмечает, что «Богом называться достоин тот, кто власть над разумом имеет». И эти слова Юрий Дрогобыч осмелился сказать, обращаясь к Папе Римскому! Видение будущего должно служить людям — это одна из ведущих идей трактата. Каждая строка стихотворения имеет лаконичную, почти афористическую форму с четко выраженным законченным содержанием. Афористическое, стихотворной формы предисловие представляет собой один из самых первых образцов латиноязычного стихосложения славянских авторов. Юрий Дрогобыч вошел в историю не только как автор первой печатной книги, написанной украинцем, но и как первый латиноязычный поэт восточноевропейского славянства. По форме и содержанию книга является астрологическим календарем, где на основе анализа взаимного расположения небесных светил и оценки различных небесных явлений сделаны предвидения. Прогностик является важным источником для характеристики круга интересов Юрия. Кроме традиционных астрологических построений, в трактате есть сведения из разных естественных наук. В частности, определено с точностью до часов и минут время двух предстоящих лунных затмений и фаз луны на протяжении всего года, представлены определенные указания о движении планет, приводятся также сведения из метеорологии (прогноз погоды на весь год). Юрий сообщает об определенных им координатах таких городов, как Вильнюс (Вильно), Дрогобыч, Львов, ряда городов Италии и Германии, чем проявляет основательные знания географии всей Европы, упоминая кроме этого Дамаск, Персию и Малую Азию. Прогностик Юрия в некоторой степени знакомил европейского читателя со странами Восточной Европы. В разделе «О положении Польши» он подчеркивает, что Львов и Дрогобыч принадлежат не к Польше, а к Руси, под которой понимает «Русское Королевство» — бывшие владения галицко- волынского короля Данилы. Такая характеристика тогдашней политической карты восточной Европы свидетельствует, что за границей Юрий стремился представлять именно Русь, под которой понимал, в первую очередь, Галичину. Прогностик свидетельствует о знакомстве Юрия Дрогобыча с произведениями Аристотеля и Птолемея, но чаще всего в нем встречаются ссылки на труды Аль-Бумазара — арабского астронома, жившего в 885 — 886 годах в Багдаде. Сегодня оригиналы книг Юрия хранятся в библиотеке старинной украинской шляхетской семьи Чарторыйских в Кракове и в библиотеке Мюнхенского университета. В этом году исполнилось 530 лет со времени выхода в свет этой книги.О высоком авторитете Юрия Дрогобыча как ученого говорит тот факт, что он долгое время служил частным астрологом маркиза Монтарату в городе Касале, а также находился в Фессаре при дворе герцога Эрколе д’Эсте. Следующие несколько лет по приглашению известных аристократических семей, в качестве одного из ведущих астрологов того времени, он побывал во многих городах Италии, а впоследствии переехал в Краков, где стал профессором Ягеллонского университета. Здесь он знакомится с украинцами, преподававшими в Краковском университете. Особенно хорошие отношения были у Юрия с православным князем Андреем Свирским — доктором философии. Вообще украинская политическая элита в те годы славилась своей образованностью. К примеру, руководитель украинских освободительного движения конца XIV века — князь Михаил Глинский в молодости уехал в Европу, где получил прекрасное военное образование, долго находился при дворе императора Максимилиана, потом служил при дворе саксонского курфюрста Альбрехта, с которым воевал во Фризии, побывал в Италии и Испании. Прославившийся походами на Московию украинский князь Христофор Збаражский закончил Падуанский университет. С упадком украинской княжеской традиции роль национальной элиты перешла к казацкой верхушке, также имевшей чрезвычайно высокий уровень образования. Так Предслав Лянцкоронский, который вместе с Остафием Дашковичем считается одним из основателей казацкого движения, характеризовался современниками как «лицар, вишколений у рицарській штуці Європи». В книге «Sarmatiae Bellatores», изданной в 1631 году, о нем написано: «пройдя целую Европу, побывал также в Иерусалиме и других варварских странах, изучая боевое искусство европейских и азиатских полководцев». Товарищ и сподвижник гетмана Петра Сагайдачного, архимандрит Трахтемировского монастыря — военного и официального центра казаков, Иезекииль Курцевич — воспитанник университета Падуи. Знаменитый сподвижник Богдана Хмельницкого — легендарный полковник Морозенко (помните — «...Морозе, Морозенку, славний ти козаче, за
тобою, Морозенко, вся Вкраїна плаче...») тоже закончил эту славную твердыню разума и знаний. Максим Кривонис (есть
предположение, что он и сам по происхождению голландец) учился в Лейденском университете. Вообще, почти вся старшина Богдана
Хмельницкого, который и сам восемь лет учился в иезуитской коллегии, где «был особенно ловок в поэтике и риторике», имела если
не высшее, то хотя бы среднее образование. Такой уровень образования казацкой верхушки особенно поражает по сравнению с
Россией, где все московские цари, за исключением Лжедмитрия, вплоть до XVII века были неграмотными.
В Кракове доктор Юрий Дрогобыч становится профессором медицины и астрономии и продолжает научную работу. Из-под его пера появляется трактат о затмениях Солнца и Луны, который хранится в Парижской Национальной библиотеке. Одновременно Юрий занимался медицинской практикой. В годы своего правления король Казимеж (Казимир) Ягеллончик назначил Юрия Дрогобыча своим лейб-медиком. Им он оставался и при дворе короля Яна Ольбрахта. Королевский врач читал лекции студентам Ягеллонского университета по астрологии и медицине. В 1492 году Юрий был избран деканом медицинского факультета этого университета. Дрогобыч проводил также так называемые ресумпции — оплачиваемые студентами занятия, на которых с целью подготовки к экзаменам повторялся и глубже изучался под руководством преподавателя пройденный на лекциях материал. Ресумпции проходили не в университете, а в студенческих общежитиях. Преподаватели-гуманисты пользовались этой формой обучения, чтобы избежав контроля университетских властей, толковать античных авторов в гуманистическом духе. Знаменательно, что среди студентов Юрия Дрогобыча был молодой Николай Коперник. Возможно, именно Юрий бросил первое зерно идеи гелиоцентрического строения планетарной системы в душу будущего автора трактата «О вращении небесных сфер». Интересная историческая параллель — на Волыни и Галичине конца XVI — начала XVII веков среди ученической молодежи бытовало выражение: «поеду учиться туда, где вздержано Солнце, а пущена Земля». Эта сентенция является кратким, по-народному сформированным изложением гелиоцентрической системы Коперника. Раньше считали, что Солнце вращается вокруг Земли, а теперь его «остановили» и Землю пустили вокруг него. Считается, что эту систему распространили и популяризировали у нас украинские студенты, которые в те годы в Падуанском университете слушали лекции самого Галилео Галилея. В это время там учились будущий ректор Острожской академии, грек Кирилл Лукарис и тонкий знаток языков и переводчик Куприян из Острога, а также ученый — поборник православия Никифор. Сохранились документы, в которых профессора Юрия Дрогобыча титулуют парохом села Холодная Вода вблизи Львова. Дело в том, что большинство профессоров Краковского университета получало вознаграждение в форме церковных бенефиций. Такие бенефиции сводились к праву на прибыли с различных церковных должностей, преимущественно каноников и парохов прибыльных приходов. Получив от совета профессоров участок земли, Юрий Дрогобыч построил дом, который после его смерти стал своеобразным общежитием для преподавателей медицины. Постоянно проживая в Кракове, доктор Юрий Дрогобыч довольно часто бывал во Львове. Есть косвенные свидетельства, что в последний период своей жизни он поддерживал связи с родным городом. Тогдашняя европейская культура, без сомнения, оказывала большое влияние на его духовный рост, но формирование мировоззренческих концепций Юрия Дрогобыча нельзя полностью отрывать и от его родины. Здесь он родился, здесь рос, здесь созрел у него интерес к знаниям и образованию, здесь, в конечном счете, были заложены основы тех его взглядов и предпочтений, которые впоследствии повлияли на выбор профессии астронома и медика. Так, 30 мая 1491 года ученый выступал в качестве свидетеля во Львовском консисторском суде с членами совета города Дрогобыча. Умер Юрий Дрогобыч 4 февраля 1494 г. в Кракове, где с почестями и был похоронен. В Холмском рукописном сборнике, созданном в конце XVII века учеными Острожской академии, помещены фрагменты, переведенные с латиноязычных трудов Юрия Дрогобыча. Научное наследие выдающегося гуманиста пересекло границу и достигло его Родины, в известной степени поспособствовав ее духовному развитию.
Памятник Юрию Дрогобычу в Кракове.
|