развитые"
души. (Отличительная черта развитых душ —
их
соответствие нормам поведения поздневикторианско-
го
среднего класса.) Всякая конфигурация карты рассмат-
ривается
с позиции того, на какой ступени эволюции нахо-
дится
ее владелец. Поэтому у одного человека она ука-
зывает
на мистический опыт, а у другого — на хроничес-
кий
запой. Ах, небольшая заминка: из самой карты о со-
стоянии
души узнать нельзя. Не беда, астролог должен
положиться
на собственное суждение о клиенте. Надеж-
ными
показателями духовности послужат наличие пра-
вильного
школьного галстука или знание особого рукопо-
жатия.
(Разумеется, сам астролог находится на очень вы-
сокой
ступени духовной эволюции и способен точно опре-
делять
уровень эволюции ближних.)
Алан
Лео использовал астрологию не столько для
предсказаний,
сколько для анализа характера. Он говари-
вал:
"Характер — это судьба". Этому немало поспособ-ствовало то
обстоятельство, что его отправили под суд
(по
обвинению в "притязаниях на предсказания будуще-
го").
На суде Лео оправдывался: дескать, он не делает
ясные
и определенные предсказания, а лишь указывает
на
"тенденции" в событиях. Оправдания не помогли, и
впоследствии
он ушел еще дальше от конкретики в описа-
нии
характера. Казалось бы, не предоставляя четкого ас-
трологического
суждения, он создает помехи своей карь-
ере.
Ан нет, ставя у клиента под носом розовое зеркало и
избегая
говорить вещи, которые могут прийти в противо-
речие
с фактами, Лео сделал-таки желанный шаг к про-
грессу.
В
соответствии со своей неприязнью к конкретным
утверждениям,
Лео фактически кастрировал астрологию,
стараясь
всячески их истребить. Астрологические мето-
ды
искажались или вообще выбрасывались. И, поскольку
астролог
больше не ставил перед собой задачу сказать
нечто
проверяемое, все эти новации не могли быть опро-
вергнуты.
И, чем дальше заходили модификации, тем
меньше
могла идти речь о ясных и четких суждениях.
Все
течет, все меняется, и вскоре астрологии, чтобы
не
отстать от модного интеллектуального жаргона, при-
шлось
вносить дальнейшие коррективы. На смену теософ-
скому
дарвинизму пришел психоанализ. Горячий интерес
Юнга
к астрологии распахнул двери настежь. И первым
сквозь
них просочился американец Дейн Радьяр, который
создал
настоящее интеллектуальное бланманже — ком-
бинацию
теософии и Юнга. Мало-помалу роль юнговско-
го
словоблудия в этой мешанине еще более возросла, осо-
бенно
благодаря трудам некой Лиз Грин, нынешней Цари-
цы
Книжных Полок. Грин пытается сидеть на двух стуль-
ях
сразу, в результате чего ей приходится выслушивать
нарекания
как со стороны психологов, так и со стороныхороших астрологов-практиков. Это не
помешало ей снис-
кать
колоссальную популярность, предъявляя читателям
и
клиентам именно тот образ самих себя, который им по
нраву.
Астрологии здесь, правда, маловато: все больше
техники
по "самоусовершенствованию".
В
прошлом клиент просто приходил к астрологу за ин-
формацией.
О медицине речь заходила только тогда, ког-
да
астрология использовалась как средство при постановке
диагноза
и лечении болезни. Ныне, в подражание психо-
анализу,
астропсихологи сделали медицинскую модель кон-
сультации
нормой во всех обстоятельствах. Исходная по-
сылка
здесь такова: у клиента неприятности. (Если он ду-
мает,
что у него нет неприятностей, он неверно понимает
ситуацию.)
Астролог же, обладатель Знания и Мудрости,
имеет
достаточно ясный ум, чтобы помочь ему утрясти про-
блемы.
В Центре психологической астрологии Грин (круп-
нейшей
школе этого направления) от студента даже требу-
ется
пройти интенсивную терапию. (Для сравнения: во вре-
мя
учебы от студентов-хирургов не требуют самим ло-
житься
под нож, чтобы стать хорошими специалистами...)
Медицинская
модель распространяется не только на
консультацию,
но и на представления астролога о самом
себе.
В постоянных спорах о профпригодности астроло-
гов
исходят из того, что профпригодность определяется
как
у врачей, и что необходимо тесное сотрудничество
астрологических
и медицинских (или квазимедицинских)
организаций.
Многие астрологи рассматривают себя как
часть
системы здравоохранения или дополнение к ней. А
ведь
от них крайне редко ожидается лечение пациентов,
имеющих
диагностируемую болезнь! Куда спокойнее за-
ниматься
"консультированием" без определенных резуль-
татов
и часто даже без иных определенных задач, чем
получить
от клиента чек. Традиционную и новую модели астрологии можно
сравнить,
представив клиента как человека, стоящего на
уличном
тротуаре. Традиционный астролог посмотрит на-
лево
и направо: не едут ли машины. Представитель новой
астрологии
сначала сообщит клиенту, что в его желании
перейти
улицу виновата глубокая детская травма, а по-
том
уйдет, оставив клиента на месте. Как вы думаете,
чей
совет полезнее? Если вы отдаете предпочтение пер-
вому
из астрологов, ваше суждение также затуманено
детскими
травмами!
К
настоящему времени психологическое направление
вытеснило
теософское, да и все остальные направления в
астрологии.
В его рамках мы находим многообразные
формы
астрологии "Нового Века" — все с тем же инте-
ресом
к миру внутреннему и индифферентностью к миру
внешнему.
Пять минут в книжном магазине — и вы гуру;
знание
названий планет дает вам право излагать свою
мудрость
в астрологических категориях. А еще входит в
моду
интуиция. Многие гордо заявляют, что никогда не
снисходили
до изучения астрологии под чьим-нибудь ру-
ководством,
но развивали в себе интуитивное понимание
предмета.
Люди, которые к ним обращаются, надо пола-
гать,
также часто пользуются услугами стоматологов,
интуитивно
знающих стоматологию, а также услугами
электриков,
интуитивно чувствующих электропроводку. Но
даже
те, кто изучал астрологию, часто боятся следовать
при
интерпретации гороскопа установленным правилам:
предел
мечтаний — добиться "интуитивного" понимания.
(По-видимому,
они не считают интуитивное понимание
синонимом
опоры на собственные предрассудки.) От ас-
трологов
постоянно слышишь, как к своим толкованиям
они
присовокупляют фразу "для меня..." "Для меня это
положение
Сатурна означает...", "для меня этот аспектозначает..." Что
стоит за этой формулировкой? Неуверен-
ность
в правильном толковании? Ничуть. Астрологи име-
ют
в виду, что только им доступен верный смысл, — бла-
годаря
наличию у них особых психических способностей.
Люди
еще более одаренные в этом плане и вовсе от-
брасывают
астрологические условности, входя в область
"эзотерической
астрологии". В книжном магазине вы най-
дете
массу книг под таким названием, что, если вдумать-
ся,
довольно странно, ибо эзотерическое по определению
не
тиражирует себя на рынке. Это все равно, что встре-
тить
уличный указатель с надписью: "Дорога в Тайную
Штаб-квартиру".
Эзотерический
астролог оставляет простым смерт-
ным
все обычные атрибуции планет и знаков (вроде той,
что
Венера управляет Тельцом). Он перетасовывает ко-
лоду,
распределяя карты в порядке, который непосвящен-
ным
может показаться случайным, но который в реально-
сти
открыт астрологу свыше — ангелом или каким-то
другим
существом. (Судя по полученным откровениям,
обычно
такие существа обладают весьма туманными
представлениями
как об астрологии, так и о духовности.)
Личное
откровение особенно прекрасно тем, что избавля-
ет
от необходимости учиться и при этом делает неуязви-
мым
для критики. Наиболее чуткие люди даже вводят
новые
планеты, — планеты, чьи вибрации столь тонки, что
остальное
человечество их не улавливает. Рассматривая
карту
с этой точки зрения, эзотерический астролог мудро
рассуждает
о состоянии души клиента. А это еще мень-
ше
поддается проверке, чем расплывчатые описания пси-
хологического
склада экзотерическими астрологами.
Первой
книгой в столь достойном ряду было сочине-
ние
Алана Лео "Эзотерическая астрология". Даже астро-
лог-теософ
Чарльз Картер назвал ее "большим томом, в котором нет почти ничего,
стоящего прочтения . (Ин-
тересно,
что такого рода эзотерические "учения" никогда
не
совпадают с учениями богооткровенных религий.)
Самое
странное, что все вышеописанное именуется
"серьезной"
астрологией. Ее представители всячески ди-
станцируются
от "популярных" астрологов и вешают лап-
шу
на уши доверчивым простакам, выставляя после сво-
его
имени многочисленные титулы, надо полагать, даю-
щие
их обладателям доступ к высшему знанию. (А ведь
великие
астрологи прошлого не кичились своим образо-
ванием!
Например, Уильям Лилли, даже будучи на вер-
шине
славы, говорил, что он всего лишь "изучает астро-
логию".)
Нам втолковывают: популярные астрологи, ав-
торы
газетных прогнозов — просто ремесленники; они
|