Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [16]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 164

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 29.07.2025, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Средневековая астрология и тайнознание
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ВО ЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ АСТРОЛОГИИ

и после смерти их предполагаемых авторов. Партридж

пытался доказать, что он и вправду жив, но в этом ему

очень помешала ссора с "Компанией книгоиздателей", запретившей ему публиковаться в течение трех лет. Поэтому, если не на улице, то в образованных кругах он быстро

превратился в посмешище.

Этот случай был очень симптоматичен. Он отражал

дух времени, настроения, которые и побудили Партриджа

девятью годами ранее издать Opus Reformatum. Между

тем под псевдонимом "Исаак Бикерстаф" скрывался не

кто иной, как Джонатан Свифт, самозваный защитник но-

вого Просвещения, в чьем "прекрасном новом мире" астрологии не было места. Как всегда, критики не утруждаи себя добросовестной аргументацией. Основная претензия Свифта к Партриджу заключалась в том, что тот не-

когда работал сапожником. По-видимому, с точки зрения

Свифта, уже один этот факт глубоко порочил астрологию.

Инцидент со Свифтом был характерен для назревав-

ших в обществе перемен. Астрология теряла смысл для

нового интеллектуального порядка. (Или, точнее гово-

ря, интеллектуальный порядок становился таким, что

он больше не видел смысла в астрологии.) Интересно:

сколько людей в прошлом ни критиковало астрологию,

— почти все они были с ней знакомы. Свифт стал од-

ним из первых, кто считал, что можно критиковать аст-

рологию и не зная ее.

Новое мировоззрение, представленное Бэконом, Де-

картом и Ньютоном, выбило у астрологии почву из-под

ног, лишило ее зримых интеллектуальных обоснований.

Если вплоть до эпохи Возрождения астрология казалась

вещью абсолютно естественной, то теперь, без правдоподобного обоснования, даже точные прогнозы можно

было объяснить ловкостью рук. Поначалу новые разработки вроде бэконовской науки оставались уделом узкой

группы интеллектуалов и широкого резонанса не имели.

Однако впоследствии они изменили обыденное восприятие масс, и астрологию перестала понимать не только

культурная элита, но и простые люди с улицы. Эта повальная неспособность понять астрологию хорошо видна в современных научных нападках на нее. Все эти нападки абсолютно несерьезны: "Планеты просто не могут на нас

влиять", "планеты не находятся в буквальном смысле в

знаках Зодиака". Астрологи часто думают, что проблема

лишь в косности критиков. Однако это не так: непонимание неизбежно, ибо современное научное мировоззрение

глубоко чуждо тому мировоззрению, часть которого со-

ставляет астрология. Астрология впала в немилость потому, что общество отошло от традиционных принципов,

которым оно следовало ранее. А для нового мировоззре-

ния астрология попросту бессмысленна. В своей бешеной гонке к технологическому раю люди

разуверились в том, что Божественное, Истина — превыше всего. А ведь раньше эта вера стояла в центре всех

человеческих представлений, сколь бы далеко человек ни

уклонялся от заповедей Божьих! В разных богооткровенных верованиях она имела разную форму, но для всех лю-

дей оставалась своего рода "лингва франка". И астрология была встроена в стены духовной традиции как одно из

ее малых проявлений. Теперь же она и современный человек разговаривают на разных языках. Люди, которым

по душе новый секулярный и материалистический мир,

считают это отсутствие общего языка знаком прогресса.

Люди, думающие иначе, рассматривают его как траге-

дию. Наука пошла по дороге, открытой Возрождением, и

"здравый смысл" двинулся по пятам. Шаг за шагом, они

далеко отошли от астрологии. Иногда утверждают, будто

"новая физика" — формулировка древних истин на языке

современных категорий. Однако это не так: вдумчивое

рассмотрение древних истин показывает, что новая физи-

ка еще дальше от них, чем старая. И если мы изберем

этих ученых в качестве проводников, мы серьезно усом-

нимся во всех древних науках. Но оглядимся вокруг: да,

можно восхищаться умением ученых доставать техноло-

гических кроликов из всех мыслимых шляп, — но слишком уж очевидно интеллектуальное, нравственное и духовное банкротство мира, созданного современной наукой.

Слишком очевидно, чтобы это мировоззрение можно было

принять.

Мир Алана Лео был домом, который построили Нью-

тон и Декарт и в котором быстро обживался дарвинизм.

В этом мире секулярного механистического материализ-

ма астрологию никто не слушал и не понимал. Не удиви-

тельно, что Алан Лео попытался навести мосты между астрологией и обществом. Вот только избранные им сред-

ства были не только неэффективны (чего стоит одна фри-

вольность современных представлений об астрологии!),

но и разрушительны: попытка возродить священную на-

уку уничтожила ее.

Между тем существует лишь один способ сделать

астрологию понятной для современного менталитета: из-

менить сам этот менталитет, чтобы он принял принципы,

на которых астрология основана. Представим астрологию

в виде тарелки с брокколи. Мы знаем, что этот овощ пи-

тателен, и нашему ребенку полезно его поесть. Но ребе-

нок не видит своей пользы и воротит нос от блюда. Что

же делать? Заменить брокколи на мороженое и затем по-

радоваться: дескать, "все-таки съел"? Разумеется, это

чистейший самообман и бессмыслица. Но ведь именно

так и поступили с астрологией Лео и его присные! Стре-

мясь сделать ее понятной, они изменили ее до неузнавае-

мости. (Брокколи и мороженое похожи в том отношении,

что и то, и другое — "еда". Но в остальном у них мало

общего.)

Лео переосмыслил астрологию в теософских катего-

риях. Но теософия и сама была попыткой превратить вик-

торианский научный материализм в нечто такое, что у

людей непривередливых сойдет за духовность. Эта псев-

додуховная тарабарщина была достаточной широкой и

туманной, чтобы подойти многим, кто решится в нее оку-

нуться. И она не требовала принципиально переделывать

обыденное мировоззрение. Поэтому люди понимали ее без

труда, и ее влияние распространилось далеко за пределы

самих теософских обществ. В наши дни оно пронизывает

весь мир "Альтернативной Религии" и "Духовности Ново-

го Века". На протяжении трех четвертей века тон в анг-

лоязычной астрологической литературе задавали теосо-фы. Если какой-то автор и не состоял в теософском обще-

стве, он все равно находился под теософским влиянием.

Все крупнейшие астрологические организации Великоб-

ритании конца XX века —прямые наследники Астрологи-

ческой Ложи Теософского Общества, основанной Аланом

Лео в 1914 году. Взрослые люди, обычно способные на-

пускать на себя здравомыслящий вид, ругаются друг с

другом о праве на владение ручкой Лео — с их точки зре-

ния, видимо, обладающей силой не меньшей, чем Святой

Ерааль.

Спрашивается: зачем астрологу эта Непогрешимая

Ручка? Неясно. Тем более что ее первоначальный владе-

лец имеет примерно такое же отношение к астрологии,

какое Роберт Оппенгеймер имеет к Хиросиме. Мир тео-

софии совершенно чужд метафизике астрологии. Теософ-

ская астрология делит человечество на "развитые" и "не-

Категория: Мои статьи | Добавил: viking (01.10.2012)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2025